ПАО «КУЗНЕЦОВ» является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

107 исполнилось самарскому двигателестроительному предприятию ПАО «Кузнецов»

6 ноября 2019 г.

Сто семь лет со дня основания отмечает ПАО «Кузнецов» - самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех). Завод, чья история началась в 1912 году, сегодня переходит к новой индустриальной модели, на предприятии идет самое масштабное за несколько десятилетий обновление производства и инфраструктуры, впервые за долгий период одним из приоритетных направлений развития становится опытно-конструкторская работа.

ПАО «Кузнецов» специализируется на производстве и обслуживании двигателей для самолетов дальней авиации ВКС России, космических ракет-носителей типа «Союз» и газотурбинных установок промышленного назначения. Ключевым проектом в настоящее время является серийное производство двигателей НК-32 серии 02 с улучшенными характеристиками. Предприятие осуществляет стендовые испытания установочной серии изделий. Техническое перевооружение и модернизация производства, необходимые для выхода на принципиально иные показатели по объемам выпуска, качеству продукции и выручке, осуществляется как в рамках Государственной программы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса», так и за счет собственных средств, инвестиций Объединенной двигателестроительной корпорации и ГК «Ростех». Введены в эксплуатацию и аттестованы два модернизированных испытательных стенда, которые расширили пропускную способность испытательного комплекса и привели ее в соответствие с потребностями Министерства обороны РФ, без остановки текущих процессов завершается возведение нового склада горюче-смазочных материалов для обеспечения стендов топливом.

Реконструкция производства в активной фазе: идет строительство новых корпусов и капитальный ремонт существующих, производится замена оборудования. Одновременно строятся 8 новых производственных подразделений и объектов инфраструктуры в металлургическом, инструментальном, обрабатывающем и механосборочном производствах. Вскоре начнется возведение и реконструкция еще 12 объектов. Глобальная перестройка ждет заготовительное и литейное производство, механообрабатывающие цеха, испытательную базу. Общий объем вложенных в проекты средств составляет более 11 миллиардов рублей, планируемые инвестиции – еще 18 млрд руб.

«Ни одному предприятию ОДК за такой короткий промежуток времени не приходилось решать так много инвестиционных задач, – рассказывает заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев. – Процесс подобной трансформации обычно занимает 10-15 лет. Наша задача – пройти такой путь за ближайшие три года. Для этого государство при поддержке акционеров приняло решение о вложении беспрецедентных средств в модернизацию предприятия – продукция ПАО «Кузнецов» востребована. Определено более 20 точек роста – это и отдельные локальные участки, и новые корпуса и инфраструктура, стендовая база, и самое главное для нас, открывающее многолетние перспективы – новое опытно-конструкторское бюро».

Сегодня ОКБ ПАО «Кузнецов» является интегратором и головным разработчиком опытно-конструкторских работ по созданию перспективных газотурбинных двигателей, ведет сопровождение ранее выпущенных серийных изделий.

На предприятии проводится перестройка индустриальной модели, определены компетенции, по которым оно будет специализироваться: жаропрочное литье, механическая обработка шестерен, компрессоры и турбины, коробки приводов и агрегатов и др. Одновременно будут наращиваться объемы кооперации с другими площадками ОДК.

«В целом, предприятие перестраивается с учетом приоритета производства новых изделий, в том числе для гражданского использования, а также увеличения загрузки «Кузнецова» по линии кооперации внутри холдинга ОДК в рамках создаваемых центров компетенции, – отмечает Алексей Соболев. – С 2020 года согласно перспективным планам ПАО «Кузнецов» основной прирост производства будет приходиться на новые авиационные и индустриальные газотурбинные двигатели».

Историческая справка:
ПАО «Кузнецов» ведет отсчет своей истории с 1912 года, когда в Москве открылся механический завод французского Общества моторов «Гном». Легендарные экипажи В. Чкалова, М. Громова, А. Юмашева, Г. Байдукова ставили рекорды на самолетах с двигателями предприятия. В 1941 г. завод был эвакуирован в г. Куйбышев (сегодня – Самара). В кратчайшие сроки после эвакуации заводчане организовали производство авиационных моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2. В сутки с заводских стапелей сходило до 50 двигателей.

«Космическая» история предприятия началась в 1958 году, когда было освоено серийное производство ракетных двигателей РД-107/РД-108 для ракет типа Р-7. С момента старта Юрия Гагарина и по настоящий период самарское предприятие является производителем двигателей I и II ступеней для ракет космического назначения «Союз». Статистическая надежность изделий 99,9% подтверждена сотнями испытаний и запусков. С 1958 г. произведено свыше 10,5 тысяч маршевых и рулевых двигателей РД-107/РД-108 и их модификаций. Доля от реализации изделий для космоса стабильна и составляет порядка 40% от общей выручки предприятия в течение нескольких лет. Предприятие располагает уникальным опытным комплексом, где проходят испытания все ракетные двигатели, произведенные в ПАО «Кузнецов», с 1961 года.

В пятидесятые год прошлого века на заводе начинается внедрение в серийное производство газотурбинных двигателей марки «НК» конструктора Николая Кузнецова (1911 – 1995 гг.) для стратегической и гражданской авиации. Всего под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей. Среди них – самый мощный и экономичный в мире турбовинтовой двигатель НК-12; НК-25, установленный на самолетах Ту-22М3; НК-144; НК-86, работавший на криогенном топливе; НК-93, не успевший найти применения в отечественном авиастроении; НК-32, модернизированная модификация которого в настоящее время готовится к серийному производству.

С 1930-х годов и по сей день предприятие осуществляет сервисное обслуживание и ремонт моторов собственного производства на точках базирования авиационной техники. Сегодня двигатели НК-12МП, НК-25 и НК-32, установленные на самолетах стратегической авиации ВКС РФ Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 обслуживаются Сервисным центром ПАО «Кузнецов» на удаленных аэродромах от Кольского полуострова (пос. Оленегорск) до Хабаровского края (пос. Монгохто).

С начала 1970-х гг. ПАО «Кузнецов» разрабатывает и серийно производит газотурбинные двигатели авиационного типа для газовой промышленности и энергогенерации. Кроме того, в настоящее время предприятие ведет работы по двигателю НК-361 для магистральных газотурбовозов ОАО «РЖД». В 2017 г. подконтрольная эксплуатация двух машин ГТ1h-001 и ГТ1h-002 была признана успешной и двигатель имеет хорошие перспективы на выход в серию.
 
В 2009 году завод перешел под управление АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
В настоящее время ПАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя. Предприятие включает три ключевых составляющих - конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу. Среди задач, стоящих перед предприятием сегодня: восстановление серийного производства модернизированного двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2, выполнение программы производства ракетных двигателей для РН типа «Союз», продолжение опытной работы по двигателю НК-361 для газотурбовоза, производство и сервисное обслуживание индустриальных двигателей для ПАО «Газпром», развитие новых технологий авиадвигателестроения на базе имеющегося научно-технического задела. Предприятие обеспечено заказами до 2027 года в части производства авиационной и ракетной техники, а также опытно-конструкторской работы по созданию перспективного изделия большой мощности.